"Болваночный налог" уже в силе
России впервые вводится централизованная система сбора налога на частное копирование информации. С 23 октября вступило в сило постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Таких радикальных мер, пожалуй, не ожидали даже самые смелые критики. Если раньше отчисления в пользу автора и правообладающих организаций предусматривал Гражданский Кодекс (и в силу этого, практически не исполнялись), то сейчас ситуация может поменяться в корне.
Для этого порядок сбора налога предусматривает со всех производителей и импортеров техники, производящей звуки и показывающей видеоизображение, выплаты в размере 1% от стоимости продукции. Точно таким же налогом облагаются и производители и импортеры носителей информации. Запротоколирована и строгая схема распределения гонораров. 40% пойдет на выплату авторам, а по 30% собранных средств - исполнителям и изготовителям конечной продукции.
Руководители и представители авторских сообществ и обществ по защите авторских прав наперебой дают интервью и рассказывают о том, какие хорошие меры ввело государство по отношению к ним. Вроде бы и величина налога устраивает, и принцип его сбора. И их можно понять. С другой же стороны баррикады, как обычно, встали обычные люди, кому надлежит расплачиваться за недобросовестных. Конечно, недовольство среди граждан вызвано уже привычным подходом наших чиновников к составлению законов. Список, в котором перечислены оборудование и техника, а также носители информации, подлежащие обложению налогом, вызывают неподдельное удивление. Туда попали наряду с видеомагнитофонами и цифровыми камерами компьютеры, ноутбуки, мобильные и стационарные телефоны. А также цветные телевизоры и музыкальные центры. Логика русского чиновника порой не поддается трезвому осмыслению.
Вызывает споры и схема распределения. Как известно, у каждого человека свои музыкальные пристрастия. Кто-то и вовсе не смотрит фильмы и не слушает музыку. А средства собираются со всех одинаково. И также одинаково распределяются между правообладателями. Благодаря этому в союзах авторских прав могут возникнуть существеннные противоречия на этой почве. Не исключено появление липовых музыкантов и исполнителей. Вообщем, почва для распила очередного пирога уже успешно подготавливается.
Ещё одной негативной тенденцией можно назвать повышение стоимости всей перечисленной техники. Причем не на 1%, предусмотренный постановлением, а на 3-5%. Как это обычно бывает, "с запасиком". Скорее всего, лоббисты данного постановления на этом не остановятся. И продолжат путь по направлению к Европе, где подобный налог составляет 5%. Там он полностью соответствует ущербу, наносимому пиратами и частным копированием. А значит, уже в ближайшее время можно ожидать повышение ставки. И вот тогда уже стоимость техники и носителей поднимутся в цене на существенную величину.
Сбором и распределением средств займется Никита Михалков и его Российский Союз Правообладателей, что в свою очередь, подлило масла в огонь общественных дебатов. По предварительным оценкам, ежегодный объем собираемого налога составит несколько сотен миллионов долларов. Народное недовольство уже реализовалось в запечатленный на фотографии флешмоб, суть которого заключалась в отправке письма с несколькими копеечными монетами на адрес Никиты Михалкова с обязательным вручением лично в руки.
Существенная сумма по российским меркам. И в ней наверняка запланированы проекты коттеджей для высокопоставленных лиц, работавших над составлением нормативного документа. Ну и для самого Никиты Михалкова в частности.
По такой логике можно было обложить налогом и весь ассортимент виски, который употребляют у нас при просмотре фильмов и видео и в клубах под звуки громкой музыки..